Проверки

ПРОВЕРКИ:

 мораторий, ограничения, порядок проведения,
горячая линия




Предприниматели в процессе осуществления своей деятельности неоднократно сталкиваются с проверками со стороны контрольно-надзорных органов.

Нередко предприниматели не имеют достаточно опыта и знаний о том, что такое проверка, как к ней подготовиться и как вести себя во время ее проведения.

Кроме того, ежегодно в РФ происходит внедрение новых система контроля (например, ЕГАИС, онлайн-кассы и др.), призванных сократить количество проверок и сделать взаимодействие бизнеса и контролеров более простым и удобным, но на этапе их внедрения у предпринимателей возникает масса вопросов.

МОРАТОРИЙ НА ПРОВЕРКИ 

В 2022 году был введен мораторий на плановые проверки, а также ограничения на проведение внеплановых проверок (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336). 

Установлены особенности осуществления государственного и муниципального контроля до 2030 г. В частности, по общему правилу плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», могут проводиться только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса. Кроме того, в указанный период возможны профилактические визиты (в рамках видов госконтроля (надзора), муниципального контроля, регулируемых Законом № 248-ФЗ), от которых нельзя отказаться. Для них предусмотрены определенные основания (например, поручение Президента РФ).

Установлен перечень видов контроля (надзора), проверок, к которым особенности проведения госконтроля (надзора), муниципального контроля не применяются. В частности, это проверки, проводимые в рамках госконтроля за исполнением региональными властями полномочий в сферах естественных монополий и госрегулирования тарифов.

Внеплановые проверки (мероприятия) проводятся только по определенному перечню оснований. 
В том числе они проводятся по согласованию с прокуратурой, если, например:
— выявлены индикаторы риска нарушения обязательных требований;
— есть угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
— есть угроза обороне страны и безопасности государства;
— есть угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
— руководителем Роскомнадзора, заместителем руководителя принято решение провести в отношении операторов персональных данных внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных, если установлено распространение (предоставление) в Интернете баз данных (их части) с персональными данными.
Допускается проведение в частности, профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия. Последние не требуют согласования с органами прокуратуры.

Если ваш бизнес столкнулся с нарушением моратория, сообщите об этом!

ВСЁ О ПРОВЕРКАХ

 Что такое проверка?

Проверка — это совокупность мероприятий по контролю, проводимых контрольно-надзорными органами в отношении предпринимателя (организации), для оценки соответствия осуществляемой ими деятельности, производимых и реализуемых товаров (работ, услуг) обязательным требованиям.

По итогам проверки предприниматель (организация) может быть привлечен к административной ответственности, ему может быть выдано предписание, обязательное для исполнения.

Таким образом, контрольно-надзорные органы следят за тем, как бизнес соблюдает нормы, установленные законодательством.

С 2016 года надзорная деятельность начала менять принцип работы. Правительство РФ утвердило план мероприятий, согласно которому будет применяться риск-ориентированный подход. То есть, проверять в первую очередь будут только тех, чья деятельность способна причинить наибольший ущерб жизни и здоровью граждан или охраняемым законом общественным интересам (например, гостайне).

Подробнее о риск-ориентированном подходе

В соответствии со статьей 8.1. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход.

Смысл риск-ориентированного подхода заключается в том, чтобы разделить все предприятия и производственные объекты на категории риска (классы опасности) и варьировать периодичность проведения проверок в зависимости от отнесения их к той или иной категории риска (классу опасности). Всего предусмотрено 6 категорий риска и классов опасности предусмотрено 6: от чрезвычайно высокого риска (1 класс опасности) до низкого риска (6 класс опасности). В отношении предприятий и производственных объектов с самым низким — 6 классом опасности плановые проверки не проводятся.

Отнесение предприятия к той или иной категории риска осуществляет контрольно-надзорный орган по критериям, утвержденным Правительством РФ. Категория риска может изменяться самим контрольно-надзорным органом по результатам контрольных мероприятий либо может быть изменена по заявлению подконтрольного лица (индивидуального предпринимателя или организации). По итогам рассмотрения такого заявления орган государственного контроля (надзора) принимает решение о его удовлетворении и изменении категории риска (класса опасности) или решение об отказе в удовлетворении заявления.
Указанные документы распространяют свое действие на федеральные органы контроля

Виды проверок

Проверки делятся на выездные и документарные. И те, и другие проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Как часто проводятся проверки?

Виды и периодичность плановых мероприятий определяются положением о виде контроля (ч. 1 ст. 25 Закона N 248-ФЗ). Частота мероприятий зависит от категории риска, присвоенной объекту контроля. Чем она выше, тем чаще проводятся мероприятия. 

Категория риска

Периодичность мероприятий

Категория чрезвычайно высокого риска

Не менее одного, но не более двух мероприятий в 1 год

Категория высокого или значительного риска

Не менее одного мероприятия в 4 года и не более одного в 2 года

Категория среднего и умеренного риска

Не менее одного мероприятия в 6 лет и не более одного в 3 года

Категория низкого риска

Плановые мероприятия не проводятся

 

Действия должностного лица при проведении проверки

При проведении проверки должностное лицо обязано:

1. Уведомить о проведении проверки:

1) в течение 3 рабочих дней до дня проведения плановой проверки посредством направления копии приказа (распоряжения) о проведении проверки;

2) не менее, чем за 24 часа до проведения внеплановой выездной проверки.

2. В ходе выездной проверки — предъявить служебное удостоверение, ознакомить с приказом о проведении проверки.

3. Сделать запись в журнале журнал учета проверок, если он предоставлен проверяемым

 

 Что ЗАПРЕЩЕНО должностным лицам при проведении проверки (согласно ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ)

— проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

— осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;

— требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

— отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

— распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— превышать установленные сроки проведения проверки;

— осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;

— требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;

— требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Вы имеете право:
— Во время проведения проверки получить юридическую консультацию о ваших правах и обязанностях, а также о правах и обязанностях представителей контрольно-надзорных органов.
— Пригласить Уполномоченного по защите прав предпринимателей принять участие в выездной проверке на вашей стороне.
— Обжаловать результаты проверки. Для этого в течение 3 месяцев необходимо направить жалобу в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, или в суд.
По окончании проверки руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или его представителю под расписку должен быть выдан один экземпляр акта с копиями приложений либо направлен по почте с уведомлением о вручении. При несогласии с фактами или выводами, изложенными в акте проверки или в предписании, проверяемый вправе в течение 15 дней представить свои возражения в письменной форме в орган, проводивший проверку.
 
Оформление результатов проверки
 
По завершении проверки оформляется акт проверки.
Акт оформляется в двух экземплярах, один вручается проверяемому лицу или его представителю под расписку, либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении, либо в виде электронного письма, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Акт оформляется непосредственно после проверки, если требуется получение дополнительных материалов — в срок не более 3 рабочих дней со дня завершения проверки.
Если нарушения выявлены, составляется протокол об административном правонарушении и выдается предписание.
 
 

Найдите себя в графике плановых проверок:

— в Едином реестре проверок: https://proverki.gov.ru/portal
— на сайте Главного Управления МЧС России по Сахалинской области https://65.mchs.gov.ru.

Ожидаете плановую проверку?
Пригласите Уполномоченного принять участие в плановой проверке на вашей стороне
Позвоните по тел.: 672-996, + 7 (914) 759-10-00 (необходимо обратиться минимум за сутки до плановой проверки) Форма заявления на участие в проверке: СКАЧАТЬ Вы можете прислать скан заполненного заявления по эл. почте sakhalin@ombudsmanbiz.ru , а оригинал передать Уполномоченному позже.
К вам пришли с внеплановой проверкой?
Позвоните на «горячую линию»
+7-(914)-759-10-00

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Сахалинской области

Родился 16 мая 1976 г. во Владивостоке. В 1998 г. окончил Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Владивосток. В 2015 г. окончил Сибирскую академию финансов и банковского дела, Новосибирск.

Пн-Чт: с 09:00 до 17:15
Пт: с 09:00 до 17:00
Обед: с 13:00 до 14:00

Контактный телефон:
+ 7 (914) 759-10-00

Адрес: г. Южно-Сахалинск, ул. Коммунистический пр-т, д. 39 офис 313.

Наши победы

Прокрутить вверх